САРЕЗСКОЕ ОЗЕРО >> Cарезская катастрофа: геофизический прогноз

Персональный сайт Леонида Папырина

Л.П.Папырин «Сарезский бред Н.Р.Ищука» Комментарий А.Ф.Хренова.

1.0. Аннотация

Статья Л.П. Папырина «Сарезский бред Н.Р.Ищука»:

  • написана в русле острой критики реальной ситуации с решением проблемы Сарезского озера и недооценкой степени опасности полномасштабной катастрофы странами Центральной Азии, автор призывает специалистов Узбекистана и Туркмении изучить его статьи, убедится в опасности Сарезской катастрофы для своих государств и в отсутствии квалифицированных специалистов по Сарезской проблеме в Таджикистане, убедить Руководителей Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и России потребовать создать при Корпорации Сарезскую экспедицию, финансировать ее работу, укомплектовать ее современной аппаратурой, оборудованием, специалистами, имеющими опыт работ на Сарезском озере для продолжения исследований и понижения уровня озера способом усиления фильтрации воды через завальную плотину,
  • рассматривается, на предмет актуальности и тематического соответствия задачам, намечаемым перед Российской Корпорацией развития Центральной Азии,
  • актуальности (своевременности).
    Комментарий содержит некоторые аргументирующие соображения, по поводу целей, задач, подходов, а также шансов на успех, создаваемой Корпорации.

2.0. Проблема Сарезского озера и статья Л.П.Папырина

Проблема Сарезского озера в ее современном понимании была выявлена в 1967 году. СовМин СССР 27 марта 1975 года принял распоряжение № 678р “О составлении схемы комплекса мероприятий по предупреждению прорыва вод озера Сарез и возможному использованию его водных ресурсов для нужд орошения и энергетики”. В соответствии с этим постановлением Совмина СССР в проектно-изыскательских институтах было разработано несколько вариантов схем обеспечения безопасности. Но, ни один из этих вариантов не был признан реально выполнимым из-за высокой стоимости и трудности выполнения. Правительство Таджикистана также неоднократно рассматривало эту проблему. Но до настоящего времени никаких реальных мероприятий по приведению Сарезского озера в безопасное состояние не проведено.

Основной объем исследований выполнен в период с 1967 по 1991 гг организациями
П.О.Таджикгеология. В 2001-2006 годах под эгидой Всемирного банка выполнялся проект «Сарезское озеро: проект по снижению риска» (LSRMP). Этот проект был широко разрекламирован, но реальных полевых исследований провести не удалось. Единственно, что было сделано это система оповещения.

Возможности поверхностных маршрутных и аэровизуальных наблюдений давно исчерпаны. Объективно, более глубинными исследованиями являются данные по единственной скважине, качественные многократно повторенные (25-30 лет и всего таких точек 11) геодезические измерения и результаты геофизических наблюдений на 7 профилях на Правобережном оползне. Комплексные площадные геофизические исследования в масштабе 1:10000 Усойского завала. В западной призавальной части озера и плато Марджанай на левом берегу отработаны геофизическими методами в масштабе 1:25000. В средней части озера на участках Базайташ, Ватасаиф и Северный Казанкуль отработаны одиночные сейсмические профили. Все геофизические исследования выполнены Памирской партией ЮГФЭ П.О.Таджикгеология. Ответственный исполнитель геофизических исследований и автор всех отчетов и проектов Л.П.Папырин. В период с 1994года до настоящего времени большую часть геофизических материалов он за свой счет обработал с помощью современных компьютерных технологий и получил более надежный фактический материал, которого не имеют остальные исследователи озера. Наличие этого материала позволило ему сделать прогноз катастрофы, предложить способ понижения уровня озера и повышение степени безопасности путем усиления фильтрации воды через завальную плотину. Он разработал способ трансформации Правобережного оползня в крупнообломочную осыпь, проект приведения Сарезского озера в гарантированно безопасное состояние и строительства в районе озера четырех ГЭС.
Я считаю, что полученный Л.П.Папыриным фактический материал не является идеальным и нуждается в проверке при дальнейших исследованиях. Но перед нами стоит дилемма: либо во всех практических выводах использовать этот фактический материал, полученный в полевых условиях, из-за отсутствия другого; либо принимать все решения по опыту конференции в Лозанне (см. часть 1-ю статьи) путем голосования или на основании ничем необоснованных гипотез Н.Р.Ищука, полученных вдали от Сарезского озера. И в настоящее время первый вариант этой дилеммы кажется более реальным и более предпочтительным.

Несмотря на многолетнюю историю исследований района Сарезского озера, по современным стандартам он остается малоизученным. И основная причина этого не столько в его удаленности, сколько в отсутствии опережающих геофизических исследований при составлении карт масштабов 1:200000, 1:100000, 1:25000. Детальные участки, изученные геологами с поверхности в масштабе 1:5000, геофизическими методами исследованы в масштабе 1:10000 или по отдельным профилям. Хотя для повышения геологической эффективности исследований их следовало изучать также в масштабе 1:5000, а отдельные наиболее проблемные участки в масштабе 1:2000 и 1:500. Практически не исследована геофизическими методами акватория озер. А так как геологических работ там не проводилось, то она представляет собой белое пятно на всех картах. Не сделано сейсморайонирование района озера и микросейсморайонирование ключевых участков. Сарезское озеро расположено в труднодоступном высокогорном районе. В настоящее время возможности маршрутных, аэровизуальных, аэрокосмических инженерно-геологических исследований в этом районе практически исчерпаны. Проводить в подобных условиях большой объем горных и буровых работ – очень трудно и не реально дорого. Поэтому на следующей стадии исследований нужно серьезное внимание уделить опережающим инженерным геофизическим работам, а буровые и горные работы проводить только для проверки результатов геофизических работ. Причем значительную часть исследований нужно проводить в зимний период со льда озера. Поэтому предложение Л.П.Папырина и его бывших сотрудников создать при Корпорации Сарезскую экспедицию в основном геофизического профиля заслуживает внимания.

Как бы то ни было, проблема существует:

  • озеро образовалось в недалёком историческом прошлом,
  • чреватость прорыва/перелива, в общем, никем не отрицается,
  • задача сводится к оценке степени опасности катастрофического сценария.

В случае, относительно высокой степени опасности, Корпорации развития Средней Азии будет не вправе обойти её вниманием. Если, при этом выяснится возможность сопутствующих экономических эффектов, проблема может оказаться в числе требующих первоочередного рассмотрения.

Комментируемая статья написана в продолжение не затухающей дискуссии. То, что автор вынужден выступать в остром полемическом стиле, свидетельствует о том, что:

  • согласия нет,
  • не все участники дискуссии доискиваются истины,
  • дискуссионная форма рассмотрения вопроса, оказалась неэффективной.

Очевидно, Корпорация должна иметь по данному вопросу, определённую и аргументированную позицию, для чего ей потребуется провести собственное, резюмирующее исследование.

При этом следует помнить, что:

    • любая деятельность на территории государства, может осуществляться, только с его согласия,
    • материалы исследования корпорации, должны будут получить одобрение компетентных государственных органов, как минимум, Таджикистана.

Представляется, что:
1-я редакция исследования корпорации, должна быть выполнена:
1) На основе фондовых данных инженерных изысканий (материалов, отчётов),
2) В конструктивном тоне – без эмоций и ссылок на авторитеты.
3) Под руководством квалифицированного специалиста, хорошо знакомого с темой, с большим стажем полевой работы.
Последнее требование мотивируется тем, что благополучие полевых работников, как правило, в большей степени обусловлено результатами деятельности, в связи с чем, они обладают более высоким уровнем внутренней честности.

2-я редакция Исследования корпорации должна быть выполнена
1) Авторами 1-ой редакции,
2) С учётом отзывов, полученных от компетентных органов, потенциальных участников проекта развития Средней Азии – критикуемые положения должны быть отредактированы либо содержать аргументированное отклонение замечаний.

3-я редакция должна быть выполнена:
1) Авторами 2-ой редакции,
2) С учётом повторных отзывов, полученных от компетентных органов, потенциальных участников проекта развития Средней Азии, экспертной оценки степени на систему, со стороны, ранее не учитывавшихся, факторов (например, изменение климата…), при этом содержать:
- перечень мероприятий, позволяющих вынести окончательное суждение по вопросу,
- экспертную оценку стоимости, требуемых мероприятий.
Решение о необходимости и порядке подготовки 4-й редакции, принимается Руководством Корпорации.

3.0. Исходные посылки создания Корпорации развития Средней Азии

3.1. Корпорация создаётся в целях управления инвестиционной деятельностью РФ в среднеазиатском регионе, путём:
1. выявления проблем среднеазиатского региона (политических, экономических, других…), их формулирования, инвентаризации и описания сущности,
2. разработки идеологии и стратегии участия РФ в развитии среднеазиатского региона,
3. оценки состава и характера (чреватости) негативных последствий, наводимых проблемами
4. подготовки проблем к обсуждению, включая описание, варианты решения, оценки реалистичности,
5. подготовки предложений по составу мероприятий (организационных, инвестиционных…), направленных на решение проблем,
6. установлению рангов значимости, актуальности, реалистичности мероприятий; выявления приоритетных направлений.
7. комментирования инициативных предложений участников и органов Таможенного союза.
8. инвентаризация материалов по проблемным (перспективным) вопросам, оценка их достаточности, обобщение и интерпретация.
9. подготовки собственных предложений по организации нормативного обеспечения инвестиций,
10. участия в распоряжении российской долей средств, выделяемых на развитие Средней Азии
11. осуществления контроля за процессами освоения инвестиций

3.2. Статус Корпорации отвечает её целям и задачам, при этом, она должна:
- участвовать в обеспечении интересов России, в среднеазиатском регионе.
- активно сотрудничать со службами Таможенного союза, не входя в его подчинение.

3.3. Членами корпорации являются:
1) постоянными (уполномоченные органы членов Таможенного союза)
2) ассоциированными (уполномоченные органы не членов Таможенного союза),
- Китая,
- Туркменистана,

4.0. Стратегия Корпорации
Стратегия Корпорации должна излагаться в идеологических документах трёх уровней:

4.1. Генеральный идеологический документ (в терминах капитального строительства, «Инвестиционный замысел»), исходящий из следующих положений:
1) Сохранение дальнейшее присутствие в Средней Азии, отвечает геополитическим интересам России
2) Укрепление независимости и суверенитета республик Средней Азии – не является доминирующей задачей Корпорации развития… Главный интерес – вовлечение в таможенный союз.
3) Корпорации развития Средней Азии создаётся в качестве альтернативы американскому проекту «нового шёлкового пути»
- усиления российского присутствия в Средней Азии, в первую очередь, в Таджикистане.
- инвестирования, Россией, в экономику Таджикистана порядка $12 млрд до 2030 года.
4) Приоритетными, для каждого члена Таможенного союза, являются собственные интересы
Следует ожидать попыток правящих режимов региона, направить инвестиционную деятельность в ущерб интересам России

4.2. Декларативный идеологический документ (в терминах капитального строительства, «Декларация о намерениях»),

содержащий:
1) Некоторые терминологические определения
2) Реалистичную оценку политической ситуации в регионе,
3) Реалистичную оценку потенциальных возможностей России
4) Идеологическую доктрину, обосновывающую, для государств и населения Средней Азии:
- проблемность и сомнительную целесообразность продолжения полносуверенного существования,
- целесообразность членства в Таможенном союзе.
5) Оценку возможностей участия России в инвестиционных проектах
6) Примеры приемлемых инвестиционных идей.

4.3. Основные положения развития Средней Азии, содержащие:
1) Некоторые терминологические определения
2) Примерный перечень форм содействия развитию Средней Азии.
3) Примерный перечень форм инвестирования
4)Примеры вероятных инициатив, от государств региона, с макетами анализа их, на предмет адекватности.
5) Методику и критерии предварительной оценки эффективности проектов инвестирования.
6) Идеологию и программу нормативного обеспечения инвестиций (в том числе долевого участия), направленных на развитие Средней Азии.
7) Основные положения методики и критерии обоснования инвестиций (в том числе долевого участия) в развитие Средней Азии.

5.0. Условия начала деятельности Корпорации

5.1. Участниками любого сценария «развития Средней Азии» окажутся:
- региональные государства (Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия) – преимущественно, реципиенты
- государства, имеющие геополитические интересы в регионе (Россия, Китай, США) – соперники и потенциальные инвесторы.

5.2. Не все потенциальные участники инвестиционных сценариев развития, в регионе, являются членами Таможенного союза.

5.3. Каждый потенциальный участник сценариев развития Средней Азии будет:
- решать собственную задачу, не всегда совместимую с интересами иных участников,
- пытаться использовать существующие противоречия и возникающие разногласия.

6.0. Проблемы и обстоятельства, препятствующие экономическому развитию региона

6 1. Главными проблемами среднеазиатского региона, определяющими политические, хозяйственные отношения, а также сценарии экономического развития, являются:
- тенденция к сокращению пресноводного стока, находящая выражение в конфликте интересов земледелия и гидроэнергетики, и чреватая в будущем, общим сокращением производства,
- взаимные территориальные претензии
- низкий уровень сбалансированности и самодостаточности национальных экономик, требующий их кооперации,
- недоверие, царящее между государствами региона, сопровождающееся недружественными акциями,
- коррумпированность и клановое (не государственное) мышление правящих элит,
- отсутствие положительного опыта совместного решения региональных проблем (проект спасения Арала, другие…)

6.2 СМИ Таджикистана подвидом защиты своих национальных интересов ведут активную антироссийскую агитацию и последствия ее четко проявились в комментариях к 1-ой и 2-ой частям данной статьи; парадокс в том, что люди страны, два миллиона гастербайтеров, которой работают в России и на свои заработки обеспечивают существование Таджикистана, заявляют о том, что они против того, что 1.5-2 десятка российских специалистов будут заниматься проблемой Сарезского озера в Таджикистане на российские деньги. А вот один из комментариев ко 2-й части статьи на ЦентрАзии:
08:14 19.12.2013 “уставший”

Понятно, что русские пытаются сделать все, чтобы на коне вернуться на Памир. В том числе и якобы через двери научно-экспертной поддержки. А для этого им в первую очередь нужно дискредитировать мешающих им оставшихся таджикских специалистов и их новых западных партнеров. Это сто пудов мастерская работа российских специальных служб при помощи обиженных и не состоявшихся русских ученных. Россияне пытаются внушить опять всем что без них Таджикистан вообще ни в каких сферах в том числе и с западом не сможет ничего сделать. И кроме всего, подобного рода подтасованными псевдо научными статейками они пытаются манипулировать общественным мнением и мнением некоторых политиков Цент. Азии в вопросах строительства Рогуна. Видя, что мы все ближе и ближе приближаемся к стоящим перед нами целями без их помощи и согласованиями с ними. Короче статья полная подстава и провокация. Это подготовка очередного удара по Рогуну. Россияне Вы реально достали нас !!! отстаньте же наконец фашисты!
http://www.centrasia.ru/disc.php?st=1387398720
Реплика: может ли Уставший назвать хотя бы одного таджикского специалиста по Сарезской Проблеме!

6.3 Кто лучший инвестор для Тажикистана (данные на период ноябрь 2009г) из более крупных стран?

Инвестор Обсуждаемые Реализуемые

Млн.долл. Млн. долл.

Китай 250 640

Россия 2000 621

США 1200 30

Этот вопрос тем более требует ясности, что вокруг него идут частые спекуляции в политических целях, которые затемняют существо дела. Иностранные инвестиции лучше всего разделить на две группы; реализованные (реализуемые) и обещанные. Иногда первое путают со вторым, когда СМИ сообщают, что какой-то иностранный инвестор пообещал вложить в Таджикистан какую-то огромную сумму. Однако до тех пор, пока инвестор не перечислит свои средства в страну, и не создаст с их помощью обещанные объекты, можно считать, что инвестирование не состоялось. Наиболее яркий пример в этом отношении представляют США. При больших заявленных проектах в энергетике, американцы построили только мост через Пяндж, который, с очевидностью, был нужен для поддержки и снабжения воинского контингента в Афганистане, который с самого начала имел для США стратегическое значение.

Китай получил в подарок от Эмомоли Рахмона 1000 км2 площади Таджикистана. На всех договорных объектах работают приехавшие из Китая рабочие и инженеры. Причем они не собираются возвращаться в Китай. Как говорят Г.В.Кошлаков и Ю.В.Крупнов, через пять лет Китай будет гегемоном в Центральной Азии: http://krupnov.livejournal.com/562383.html и от себя добавлю, что если ситуация не изменится, то в будущем Таджикистан будет или колонией, или провинцией Китая.

Если учесть деньги, присылаемые гастербайтерами в Таджикистан, то Россия лучший инвестор для Таджикистана, но под давлением иностранных представительств Таджикские СМИ плюют в колодец, из которого пьют. Многие переехавшие на постоянное жительство в Россию таджики стали крупными бизнесменами, а Искандар Махмудов – самый богатый таджик России. Половина отрасли производства меди в России находится под его контролем.

Солидная часть российского рынка вагоностроения и угольной промышленности тоже в его руках. Его можно заметить во многих сферах бизнеса, будь то телекоммуникации, банковская деятельность, масс-медиа и другие, а его официальное состояние оценивается в $6,7 млрд. Но Таджикскими СМИ создан такой моральный климат в республике, что любая попытка заняться бизнесом даже серьезной российской фирме незамедлительно саботируется. И это будет основная помеха для работы Российской Корпорации в Таджикистане.

6.4. Основной причиной сокращения пресноводного стока является сокращение ареалов «вечных» снегов и ледников, располагающихся в окружающих горных системах и формирующих значительную часть этого стока.

На сокращение среднеазиатских ареалов вечных снегов и ледников указывал ещё В.А. Обручев. Сокращение является, вероятно, следствием:
- космических процессов (рассмотрение в рамках данной рецензии, не уместно),
- увеличение агрессивного воздействия на ледниковые системы, со стороны атмосферы, загрязняемой выбросами техногенного тепла и пылеватыми частицами (источники загрязнения – хозяйственная деятельность: рост добычи углеводородов, производства и потребления нефтепродуктов, расширение пахотного земледелия…);
- собственно, сокращение площадей ледников и вечных снегов в окружающих горных системах, наводящее уменьшение отражения солнечной радиации, территориями, освобождающимися от обледенений.

6.5. Территориальные претензии коренятся, прежде всего, в принципах, использованных при создании союзных республик, на территории бывшей Восточной Бухары, в период образования Советского государства.

6.6. Низкий уровень сбалансированности и самодостаточности национальных экономик региона обусловлен:
- формированием и развитием их в рамках единого Советского государства, с вытекающими критериями оптимизации,
- невозможностью, силами мелких государств, поддержания процессов возобновления крупных предприятий и производств, деградацией их эксплуатационных ресурсов и вытекающая необходимость радикальной перестройки, в соответствии с требованиями обеспечения реального суверенитета,
- изменением рыночной конъюнктуры,
- неравномерным распределением природных ресурсов.

6.7. Недоверие между государствами обусловлено их взаимозависимостью, усиливающейся при попытках развития сторонами приоритетных направлений собственной экономики или привлечения иностранных инвестиций. Примеры:
1) возражения Узбекистана и Туркменистана, против:
- перерегулирование стока реки Вахш в интересах энергетики Таджикистана,
- переброски стока реки Зеравшан в Ферганскую долину
2) декларация курса на наращивание теплогенерирующих мощностей Узбекистана, в целях:
- сокращения закупок электроэнергии, производимой на таджикских гидроузлах,
- уменьшения мотивации Таджикистана к развитию собственной гидроэнергетики.
3) игнорирование проблемы дефицита пресной воды, выражающееся в:
- продолжающемся использовании неэкономичных схем орошения,
- низких темпах реконструкции неэкономичных схем орошения
- предпочтениях строительства новых водозаборов из р.Амударьи, мероприятиям, направленным на уменьшение потерь воды в оросительных системах
4) отсутствие согласия в отношении Балхаша и Арала, приведшее к пересыханию первого и критическому обмелению второго
5) недооценка опасности прорыва вод Сарезского озера,

7.0. Некоторые частные суждения

7.1. Терминологические коллизии
1) понятия «развитие Средней Азии» и «развитие государств Средней Азии» – не имеют идентичного смыслового совпадения.
2) понятия «развитие Средней Азии» и «экономическое развитие государств Средней Азии» – не имеют идентичного смыслового совпадения.

7.2. Реализация масштабных коммерческих проектов на территории региона – немыслима, по причинам:
- взаимных претензий, ревности и недоверия, разделяющих местные государства,
- соперничества потенциальных инвесторов
- понимания правительствами местных государств, схем использования соперничества между потенциальными инвесторами, в собственных интересах.
- отсутствия платёжеспособного спроса на продукцию тяжёлой и энергетической промышленности, как условия окупаемости, создаваемых предприятий.

7.3. Расширение теплоэнергетического сектора Узбекистана и Туркмении приведёт к:
- интенсификации таяния ледников,
- росту политической напряжённости в регионе,
- финансовым трудностям во всех республиках.

7.4. Виды на завершение строительства Рогунского гидроузла
Таджикское руководство рассматривает завершение его строительства, как:
- инструмент абсолютного регулирования стока реки Вахш и давления на соседние государства – Узбекистан и Туркменистан,
- ресурс производства экспортируемой продукции,
- условие обретения истинного суверенитета,
- оправдание проводимой государственной политики и собственной состоятельности.

Не реалистичность и необоснованность проекта создания крупного гидроузла в Рогунском створе была понятна в советское время. Дальнейшее рассмотрение вопроса завершения его строительства, с ещё большей очевидностью выявили его авантюрность.

Нынешние попытки Таджикистана завершить строительство, собственными силами – представляются разорительными и бесперспективными.

Узбекистан и Туркменистан усматривают в завершении строительства угрозы:
- общего сокращения в период наполнения вновь создаваемого водохранилища,
- перерегулирования стока реки Вахш, в ущерб нуждам собственного сельского хозяйства,
- снижения зимнего спроса на электроэнергию, производимую их тепловыми станциями,
- появления инструмента многолетнего регулирования стока реки Вахш и давления на соседние государства – Узбекистан и Туркменистан.

7.5 Учитывая перечисленные выше противоречия по Рогунской ГЭС, Российской Корпорации не нужно в них вмешиваться и целесообразно взяться за строительство каскада ГЭС на реке Пяндж. Этот вопрос нужно согласовать с Правительствами Афганистана и Таджикистана, а также со Всемирным Банком – потенциальным спонсором Афганистана. Первой в этом каскаде нужно построить Даштиджумскую ГЭС. Для обеспечения безопасности Пянджского каскада ГЭС нужно реализовать предложение Л.П.Папырина создать при Корпорации Сарезскую экспедицию из российских специалистов, имеющих опыт работы на Сарезе и Памире. Первая задача экспедиции продолжение дальнейших исследований в районе Сарезского озера и понижение уровня Сарезского озера путем усиления фильтрации воды через завальную плотину. Процессы наполнения водохранилища Даштиджумской ГЭС и понижения уровня Сарезского озера путем усиления фильтрации нужно по времени совместить, чтобы избежать претензий уменьшения объема воды в низовьях Аму-Дарьи. Вторая задача будущего – реализация, разработанного Л.П.Папыриным, Проекта приведения Сарезского озера в гарантированно безопасное состояние и строительство системы Памирских ГЭС.

7.6. Приемлемые варианты вложения инвестиций должны быть взаимовыгодны и ориентированы на интеграцию региональных экономик, в российскую, например:

1. Разработка концепции адаптации территорий, к условиям изменяющегося климата и сокращения речного стока
- гипотетические сценарии,
- создание (восстановление) сети гидрологических наблюдений,
- подготовка предложений адаптации

2. Повторное рассмотрение возможностей переброска стока северных рек в Среднюю Азию,

3. Строительство канала, обеспечивающего судоходную связь между Каспийского и Чёрного морей,

4. Обеспечение реконструкции мелиоративных систем:
- строительство ТрансКаспийского коллектора – мечты ЦА мелиораторов,
- инжиниринговое (изыскания, проектирование, организация генподряда, надзор, консультации…)
- поставками технологического оборудования,
- поставками строительной и автомобильной техники, в том числе, белорусской.

5) Обеспечение восстановления и нового строительства средних ГЭС
- инжиниринговое (изыскания, проектирование, организация генподряда, надзор, консультации…)
- поставками технологического оборудования,
- поставками строительной и автомобильной техники, в том числе, белорусской.

6. Обеспечение противоэрозионных мероприятий:
- инжиниринговое (изыскания, проектирование, организация генподряда, надзор, консультации…)
- поставками технологического оборудования,
- поставками строительной и автомобильной техники, в том числе, белорусской.

7. Содействие созданию локальных энергетических систем
- инжиниринговое (изыскания, проектирование, организация генподряда, надзор, консультации…)
- поставками технологического оборудования,
- поставками строительной и автомобильной техники, в том числе, белорусской.

8. Содействие созданию пунктов переработки углеродного топлива, в углеводородное:
- инжиниринговое (изыскания, проектирование, организация генподряда, надзор, консультации…)
- поставками технологического оборудования,
- поставками строительной и автомобильной техники, в том числе, белорусской.

9. Содействие строительству мини нефтеперегонных заводов
- инжиниринговое (изыскания, проектирование, организация генподряда, надзор, консультации…)
- поставками технологического оборудования,
- поставками строительной и автомобильной техники, в том числе, белорусской.

10. Создание предприятий, ориентированных на экспорт продукции (в меру экономической целесообразности) в Россию, например,

    • экологически чистых лекарственных трав (высокогорные районы),
    • выращивание качественного хлопка (Таджикстан),
    • выращивания качественного табака (Памир),
    • виноделия (Узбекистан, Таджикистан Киргизия),
    • туризм (Узбекистан, Таджикистан Киргизия).

7.7. Очевидно, что:

    • Для развития Средней Азии, $12 млрд, будет недостаточно – потребуются источники софинансирования,
    • План развития Средней Азии, ограничивающийся инвестированием только в экономику Таджикистана, не встретит энтузиазма в других государствах региона. Курсу на разделение, в целях управляемости, государств региона, должна быть отведена роль дополнения курса на интеграцию в российскую экономику.
    • Освоить эффективно, $12 млрд, на территории Таджикистана, до 2030 года – не реально из-за трудностей создаваемых самим же Таджикистаном.
    • Из-за наличия проблем и обстоятельств, препятствующих экономическому развитию региона Предпринимательская Россия не сможет, вероятно, мобилизовать ресурсы, необходимые для обеспечения активной внешней политики – финансовых не хватит, а вместо интеллектуальных, будут привлечены посреднические. В результате, всё обернётся очередной симуляцией. Каждый потенциальный участник развития Средней Азии имеет понимание указанного обстоятельства и формирует, с учётом его, своё отношение к инициативам России.

Существующая конституция не ограничивает реально деструктивную деятельность предпринимательства и попустительствует ей. В Основном законе необходимо декларировать, в частности:

      • не идентичность понятий «Народ» и «Население» (Народ живёт 1000 лет!)
      • приоритет прав и интересов Народа над правами и интересами Населения
      • отведение Населению роли распорядителя (приказчика) народного имущества, с вытекающими правами и ответственностью,
      • отведение государству роли гаранта интересов Народа,
      • отсутствие примеров предпринимательского хозяйствования, не конфликтующих с интересами Народа (за последние 22 года),
      • отношение к предпринимательству, как к естественной форме человеческой деятельности, призванной ограничить системные строительные позывы человечества (недопущение Вавилонской башни), и требующей также, ограничения,
      • отношение к коррупции, как форме незаконного предпринимательства,
      • отказ личности, в статусе главной ценности государства.

Представляется, что без редакции конституции:

      • невозможно будет создать законодательства, более эффективного, чем действующее.
      • шансы на успех проекта развития Центральной Азии, без изменения позиций и мировоззрения правящих элит государств этого региона – минимальны.

Хренов Алексей Федорович –
инженер-гидротехник, принимал участие в проектировании и строительстве большого количества ГЭС и ГТС, в том числе в Таджикистане:

Нурекская ГЭС -1970-1974гг, Рогунская ГЭС 1981-1996гг, 2008-2010гг.

Статью Л.П.Папырина «Сарезский бред Н.Р.Ищука» и остальные комментарии к ней читайте по ссылке: http://sarez-lake.ru/russian-parasarez/